На этой странице будут публиковаться интересные  заметки, истории, домов города Санкт-Петербурга. Ведь немногие знают, что раньше располагалось в доме, например в котором они живут.. Или просто дома, которые сами по себе стали уже знаменитыми. Попробуем немного заглянуть в прошлое. (В основном охватывается Петроградский район и конечно Крестовский остров)

Чкаловский пр. д.16


Чкаловский пр., д. 16, корп. Б
Чкаловский пр., д. 16, лит. Б. Доходный дом М. А. фон Гука. Вид с торца здания. Фото 2001 г. (из книги «Историческая застройка Санкт-Петербурга»)

На месте дома 16 до перестройки в 1903 г. находился театр В. Неметти (Вера Александровна Линская-Неметти), где играли актеры П. Н. Орленев и М. В. Дальский.

Здание театра В. А. Неметти построено в 1902-1904 гг. — гражд. инж. Монтаг А. К. — включено в существующий жилой дом.

Отставной капитан 2 ранга В. О. Колышко — муж В. Неметти.

  •  В советское время был пивной ресторан «Белая лошадь».
  • фото  фото  фото  фото
    • фото фото
    • Парадная по
      Чкаловскому
    • фото фото фото фото
    • фото фото фото фото
    • Потолок в холле
    • фото  фото фото фото
    • фото фото фото
    • Фрагмент шахты лифта
    • фото  фото фото фото фото
    • фото  фото фото фото фото

 Внутри двора

Доходный дом А. С. Каценельсона

Малый пр. ПС, 42
Большая Зеленина ул., 2

Доходный дом А. С. Каценельсона 

Архитекторы: Гингер С. Г.
Корвин-Круковский В. В.
Крыжановский Д. А.
Год постройки: 1910, 1912-1913
Стиль: Модерн

 

1910 — гражд. инж. Гингер С. Г. — начат

при участии гражд.инж. Корвин-Круковского Василия Васильевича

1912-1913 — арх. Крыжановский Д. А. — завершение

([99]. С.169)

  • фото фото фото фото

Шестиэтажное здание, первый этаж которого предназначен для размещения лавок и магазинов. На уровне третьего — пятого этажей на центральном и боковых фасадах находятся эркеры, завершающиеся небольшими балконами с ажурными решётками. Гладкий фасад чётко делится пилястрами, между которыми располагаются по два окна. Портал оформлен в виде полукруглой арки. В центре дома, на крыше, находится небольшая башенка с фронтоном. Фасад дома между вторым и третьим этажами украшен многочисленными медальонами с мужскими и женскими портретами.

В то время как фасад дома создан по законам модерна, парадная дома напоминает типичный неоклассицизм. Точно такие же колонны и барельефы можно наблюдать в собственном доме архитектора Лишневского на ул. Ленина.

Дом построен тремя видными представителями петербургского модерна: Сергей Григорьевич Гингер (1870-1937) построил в Петербурге около 20 зданий, работал в Новороссийске, в советское время преподавал в Ленинграде и Томске. Василий Васильевич Корвин-Круковский (1861-1916) — инженер градоначальства Санкт-Петербурга, специалист по железнодорожному строительству. Дмитрий Андреевич Крыжановский (1871-1942) — один из создателей облика Петроградской стороны, в Петербурге построил свыше 100 зданий.

2001 г. дом включён КГИОПом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» [1306].

  • фото фото фото
  • фото фото
  • Бывший
    камин
  • фото фото фото

    Доходный дом А. А. Смирнова

    фото    фото

    Доходный дом А. А. Смирнова         Модерн

    1902-1904 гг. — арх. (АХ) Претро И. А.

    Поскольку дом не подвергся капитальному ремонту, он сохраняет почти все оригинальные украшения: узорные кованные решетки балконов, вензель над парадным входом, затейливые флагштоки, старинные оконные рамы и т.д.

    Вместе с домом на другом углу Пудожской ул. и зданиями напротив образует небольшой «модерновый» участок Чкаловского пр.

    Брандмауэр дома 22 по Пионерской ул.

    на углу с Чкаловским проспектом в Санкт-Петербурге, рядом сВоенно-космической академией им. А. Ф. Можайского украшенный портретами А. Ф. Можайского и В. П. Чкалова, картой первого трансарктического перелёта экипажа Чкалова и изображением самолёта АНТ-25. На брандмауэре справа — плакат с портретом Ю.А. Гагарина в честь 50-летия его космического полёта. Между ними — брандмауэр с изображениями Ю.А. Гагарина, С.П. КоролёваК.Э. Циолковского и ракеты «Восток». В нижней правой части фотографии виден бюст В.П. Чкалова.

    Собственный доходный дом А. Ф. Бубыря          Модерн

         Стремянная ул., 11

    Пам. арх. (регион.)

    1906-1907  — Бубырь Алексей Федорович, Васильев Николай Васильевич   (Список…)

     

     

    Этот дом можно назвать образцом северного модерна.

    Дом расположен на узком участке. Главный фасад выходит на север.

    • фото

      «Зодчий», 1906,
      Вып.52, Л.54

    • фото

      План 1 этажа.
      «Зодчий», 1906,
      Вып.52, С.522

    • фото

      План 2-5 этажей.
      «Зодчий», 1906,
      Вып.52, С.522

    • фото

      План 6 этажа.
      С. 523
      (добавил miraru1)

    • фото

      Н. В. Васильев, А. Ф. Бубырь.
      Проект дома.
      1906. Фасад.

    • фото

      План дома.

    В 1891 г. участок принадлежал Ожиговой, С 1894 г. владелицей является Мария Ивановна Угрюмова. К 1905 г. домовладение наследуют ее дети: Константин Николаевич Угрюмов, Ольга Николаевна Александрова и Александра Николаевна Полосухина, у которых дом и был приобретен архитектором  А. Ф. Бубырем, который указан владельцем в последующих справочниках, включая ВПг на 1917 г.

    (Табели домов СПб 1891 г. ВП  Отд. IV на 1894 г. стб.364, на 1896 стб.299, на 1899 г. стб. 384, на 1901 г. стб.368, на 1905 г. стб. 378, на 1908 г.

    стб.418, на 1913 г. стб.372, на 1916 г. стб. 383, на 1917 г. стб. 378)

     

     

    • фото
    • фото
    • фото
    • фото

      Скульптурные блоки над
      окнами второго этажа.

    • фото

      Фото — 2008.

    • фото
    • фото
    • фото
    • фото
    • фото
    • фото

      Фото  2008.

    Главный фасад дома по Стремянной ул. проектировал Н. В. Васильев.

    Фасад решен в динамичных формах — эркер смещен влево, стремительная смена формы окон.

    Первый этаж облицован красным финляндским гранитом, эркер и второй этаж — серым «горшечным» камнем, остальные стены покрыты штукатуркой, местами глазурованной керамической плиткой.

     

    Уникален скульптурный декор здания. Большое количество сказочных и фольклорных образов, изображений Солнца, ворон, грибков, елочек. На стенах нижних  этажей располагаются рыбы, гады. Непонятные существа у входа стали своеобразным символом модерна. В первоначальном проекте авторы хотели разместить здесь изображения, выполненные в натуралистичной манере. Возможно, в работах участвовал скульптор В. Н. Судьбинин, часто работавший в мастерской Бубыря. Над проездом во двор из камня высечены две маски.

     

    К проекту доходного дома на Стремянной улице в С.-Петербурге. В доме проектированы квартиры в 9, 6, 5 и 3 комнаты, соответственным образом устроенные и отдельные. Все квартиры (кроме квартир в 3 комнаты) с людскими, ваннами и 2 клозетами. Прачечная проектируется над шестым этажом, так как напор воды городского водопровода допускает это, даже по банным дням. Дровяные подвалы будут помещены под двором, приподнятым против уровня улицы. Для фасада предполагается воспользоваться следующими материалами: для нижнего этажа красный пютерлахский гранит, грубо обработанный, а в немногих местах гладко тесаный со скульптурой (у переднего входа и у ворот); для второго этажа, балкона и для частичной отделки отверстий в остальных этажах — финляндский горшечный камень, также местами гладко тесаный, местами со скульптурой, как видно на фасаде; в верхнем этаже и местами в третьем и четвёртом этажах — шероховатая штукатурка; все же остальное поле предполагается облицевать заграничным облицовочным кирпичом; колпак для балкона-фонаря в шестом этаже проектирован из меди; решетки и ворота — железные, кованые.                                                     (Гражд. инж. А. Бубырь. «Зодчий», 1906, Вып. 52, С. 522-523)

     

    Уже после того, как здание было построено, Бубырь приобрел его для себя. Архитектор с семьей занимал квартиру на шестом этаже.

    П-образное в плане здание с небольшим двором посередине. На каждом этаже по три квартиры. По проекту дом имел открытый двор. Но в 1907 г. был построен еще один трехэтажный флигель — Бубырь сделал в нем гараж для своего «Рено».

     

    В комплекс памятника включены главный дом и флигель.

     

    Автор витража с совой и воронами-Н. М. Гончарова, витраж называется «Стражи».

    • фото

      Проем ворот обрамлен крупными
      гранитными блоками, украшенными
      изображением сказочных рыб.

    • фото
    • фото
    • фото

      Фото — Mary, 2008.

    • фото

      Фото — С. Васильев, 2009.

    В доме проживал Андрей Николаевич Лаврентьев (1882-1935), будущий режиссер БДТ, который переехал сюда сДмитровского пер., 13.

    ВП на 1913 г  (О. III  С. 348) сообщает: Лаврентьев Андрей Николаевич, артист, Дмитровский пер., 13. Режиссер труппыИмператорского Александринского театра.

    по ВПг на 1915, 1916, 1917 гг. (О. III С. 362 , С. 375, С. 378) А. Н. Лаврентьев проживает на Стремянной, 11 и является режиссером Императорского русского драматического театра .

     

    По ВП на 1910 г. (О. III С. 350) здесь проживал Лев Александрович Ильин (1880-1942),  гражданский инженер, ттс,  архитектор Ксенинского института. Член  Комиссии по постройке больницы Петра Великого .

    Впоследствии Л. А. Ильин стал одним из крупных советских градостроителей. В 1925-1928 гг.  был главным архитектором Ленинграда. Погиб Л. А. Ильин 11 декабря 1942 г. при обстреле города

    Особняк А. Л. Франка

     Пам. арх. (федеральн.)

    21-я линия ВО, 8А

    1898-1900 — арх. Шауб Василий Васильевич

     

    Институт механической обработки полезных ископаемых «Механобр»  (с 1921) 

    Музей полезных ископаемых   (1995-2009)

    Представительства ряда фирм, Генеральное консульство Норвегии   (1990-е)

    Медицинский факультет СПбГУ   (1995-наст.вр.)

     

    2007 — капремонт


     

    Двухэтажный особняк — редкий образец малоэтажного строительства в творчестве В. В. Шауба.

    Внутренняя отделка (в том числе витражи) также была выполнена по эскизам Шауба.

     

    Г-образное в плане здание. Главный фасад имеет 2 несимметричных ризалита, завершенных треугольными щипцами, конструкция которых утрачена. Левый ризалит дополнен прямоугольным выступом, правый прорезан аркой главного входа.

    • фото

      Фото 1900-х гг.

    • фото

      План 1-го этажа.

    • фото
    • фото

      В ванной комнате.
      Фото 1906 г.

    • фото
    • фото
    • фото

      «Зодчий», 1907,
      Вып 3, Л.2

    • фото

      «Зодчий», 1907,
      Вып.3, Л.2

    • фото

      Дом-особняк П. Франка.
      «Зодчий», 1907, Вып.3, Л.2
      (добавил miraru1)

    В XIX в. на этом участке стоял небольшой деревянный дом. Художник П. А. Федотов провел в нем последние годы жизни — с 1849 по 1852.

    В 1880-х гг. домом владел арх. А. К. Бруни и построил новые деревянные корпуса.

    В 1898 г. участок перешел к Северному стекольно-промышленному обществу. Ему же принадлежали участки 3 и 6 по 21-й линии В.О.  На предприятии Общества изготавливались цветные витражи, зеркала, стекла для зданий. Совладельцами фирмы были купцы братья М. Л. и А. Л. Франк — прусские подданные.

     

    Для А. Л. Франка в 1898-1900 гг. арх. В. В. Шауб построил особняк.

    • фото
    • фото
    • фото
    • фото
    • фото
    • фото
    • фото
    • фото

      Фото — Mary, 2008.

    Витражи занимали главное место в интерьерах особняка. Они были выполнены на предприятиии братьев Франк. Витражи не сохранились.

    (по материалам [24], добавил Mary)

    • фото

      Интерьеры.
      Витраж в столовой.
      Фото 1900-х гг. [24]

    В 1921 г. особняк и фабричные корпуса были переданы организованному в 1920 г. Институту механической обработки полезных ископаемых – «Механобру». «Механобр» (ныне «Механобр инжиниринг») сотрудничает с Горным институтом, Всероссийским алюминиево-магниевым институтом (ВАМИ), а также с ВСЕГЕИ (Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им. А.П. Карпинского), которые расположены в непосредственной близости к особняку.

     

    Музей истории развития обогащения полезных ископаемых

    24 мая 1995 г. Советом ветеранов (Региональная общественная организация ветеранов войны и труда) Механобра в этом здании был организован музей полезных ископаемых, в котором была собрана крупная коллекция природных богатств нашей родины. Музей просуществовал до 2009 г. В настоящее время экспонаты находятся на складе Механобра. Дальнешая судьба музея на сегодняшний день не определена.

     

    В 1990-е гг. в здании размещались представительства ряда фирм, а также Генеральное консульство Норвегии. С 1995 г. и по настоящее время особняк занимает медицинский факультет СПбГУ.

     

    К сожалению, ни один витраж не сохранился. Здание серьезно пострадало во время Великой Отечественной войны. Оно было восстановлено силами института Механобра. В 2007 г. был сделан капитальный внутренний ремонт (евроремонт). Сегодня внутри особняка мало что напоминает о былой роскоши, от прежнего стиля остались лишь мраморная лестница, деревянные балки и, конечно, сама планировка.

    (добавил zhuravskiy)

     

    Музей истории развития обогащения полезных ископаемых

    Сейчас здесь находится Музей истории развития обогащения полезных ископаемых в России и СНГ.

     

    Сейчас здесь находится медицинский факультет Санкт-Петербургского государственного университета.

     

    File:ChkalovFirewall.jpg

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники