ВЛ. НОВИКОВ

КНИГА КНИГ

«Верховный Час» в судьбе поэта Виктора Сосноры

1

В 1979 году Виктор Соснора создает книгу стихов «Верховный Час», включающую сорок одно произведение. Этот год у поэта — пик продуктивности; для сравнения: предыдущая книга — «Хутор потерянный», писавшаяся в течение трех лет, с 1976-го по 1978 год, включает тридцать стихотворных текстов. После «Верховного Часа» у поэта долго не рождаются новые стихи. В 1983 году появляется цикл «Мартовские иды» (в нем семнадцать стихотворений), после чего наступает продолжительное молчание — вплоть до книги «Куда пошел? И где окно?» 1999 года. Выступая в 1991 году перед студентами Литературного института, Соснора на довольно наивный вопрос одного из слушателей: «Сколько надо написать стихов, чтобы стать поэтом?» — дает парадоксально-саркастический ответ: «Не знаю. Сам я в настоящий момент стихов не пишу и, стало быть, поэтом не являюсь».

«Верховный Час» — вторая после «Всадников» книга Сосноры, явившаяся читателю под авторским названием и в адекватном составе. Первая его публикация состоялась в 1987 году: американское издательство «Ардис» выпустило объемное «Избранное», где циклы-книги размещаются в обратном хронологическом порядке (удачное для того момента композиционное решение) — от «Верховного Часа» до «Двенадцати сов» (1963). Затем в 1998 году в издательстве «Петербургский писатель» вышел сборник «Верховный Час», куда входят «Совы», «Хроника 67», «Знаки», «Хутор потерянный» и «Верховный Час» (к заглавному циклу по явному недоразумению подверстаны пять стихотворений 1963 года). Наконец, в объемной и приближающейся к академическому формату книге «Стихотворения», выпущенной в 2006 году петербургской «Амфорой» (составитель С. Степанов), «Верховный Час» занимает свое законное место в хронологическом ряду между «Хутором потерянным» и «Мартовскими идами».

Книга открывается стихотворением, которое поначалу не имело названия (в ардисовском издании оно не обозначено в «Содержании»), а в последующих — усеченно названо «Новая Книга — ваянье…». В устном чтении поэта заголовок был таков: «Верховный Час. Пролог». Это текст, эквивалентный книге в целом
и написанный сверхдлинными стихами. В первом из них — десять ударных слов…. Далее читайте в журнале «Звезда».

  • Новиков Вл. Книга книг: «Верховный час» в судьбе поэта Виктора Сосноры // Звезда. — СПб., 2015. — № 2.

«Иностранная литература» №4. Анонс номера

100415_1-o.jpeg

Предисловие и анонс немецкого номера — от составителя Елены Леенсон.

Предисловие:
«В этом номере больше истории, чем литературы. Немецкой истории. Не той, о которой мы узнаем из многих наших учебников, с «фальсификациями» которой борются свежесозданные комиссии. История, к которой мы обращаемся, — это история, рассказанная по памяти. Наши авторы — люди разного социального происхождения, с различными убеждениями и разнообразным жизненным опытом. Все они рассказывают о событиях, которым стали свидетелями. Исключение составляют главы из книги журналиста Алоиза Принца. О побеге Ханны Арендт из французского лагеря для интернированных и о скандале, который разразился после выхода ее книги об Эйхмане мы узнаем не от нее самой, а от автора. Впрочем, Ханна Арендт интересна нам не только как свидетель истории, но и как человек, попытавшийся осмыслить причины происходивших событий».


 

Аркадий Недель. Оскар Рабин. Нарисованная жизнь

Недель А. Оскар Рабин. Нарисованная жизнь. — М.: Новое литературное обозрение, 2012. — 288 с.: ил. ISBN 978-5-86793-958-8

Серия:
 Критика и эссеистика
Книга — первая биография замечательного российского художника О.Я. Рабина, одного из главных участников легендарной «Лианозовской группы». С его именем связано становление «неофициального искусства» в Советском Союзе. Он оказался в центре крайне сложных отношений как между искусством и властью, так и внутри самого художественного мира. В книге дается панорама поисков, которые велись в искусстве 1960—1970-х гг., привлекается большой фактический материал, в частности из личного архива художника.

Ревекка Фрумкина. Сквозь асфальт

Фрумкина Р. Сквозь асфальт: Эссе и статьи. — М.: Новое литературное обозрение, 2012. — 256 с. ISBN 978-5-86793-958-8

Культурный опыт ученого интересен не тем, что ученый в чем-то лучше осведомлен, а тем, что он изначально смотрит на мир критически. Этот опыт критического взгляда нельзя передать, пока он не зафиксирован в текстах. Стимулом для написания собранных в этой книге эссе и статей известного лингвиста и психолога Р.М. Фрумкиной служили преимущественно книги. Автор стремился ввести жизнеописания своих героев и проблематику их трудов в культурный контекст современности, высветив «крупным планом» иногда самих героев, иногда — время, когда они жили. Тексты, в переработанном виде собранные в этой книге, ранее печатались в журналах «Знамя», «Новый мир», «Новое литературное обозрение», «Теория моды» и в сетевых изданиях. Р.М. Фрумкина — автор более 300 научных работ, в «Новом литературном обозрении» издавалась ее книга мемуаров и эссе «Внутри истории» (2002).

 

Издательский дом "Новое литературное обозрение"

Александр Гольдштейн. Расставание с Нарциссом. Опыты поминальной риторики

Гольдштейн А. Расставание с Нарциссом. Опыты поминальной риторики. / А. Гольдштейн. — 2-е изд. — М.: Новое литературное обозрение, 2011. — 360 с. ISBN 9785867939151

Первое издание книги «Расставание с Нарциссом» замечательного критика, писателя, эссеиста Александра Гольдштейна (1957—2006) вышло в 1997 году и было удостоено сразу двух премий («Малый Букер» и «Антибукер»). С тех пор прошло почти полтора десятилетия, но книга нисколько не утратила своей актуальности и продолжает поражать не только меткостью своих наблюдений и умозаключений, но также интеллектуальным напором и глубиной, не говоря уже об уникальности авторского письма, подчас избыточно метафорического и вместе с тем обладающего особой поэтической магией, редчайшим сплавом изощренной аналитики и художественности.

Издательский дом "Новое литературное обозрение"

Марк Харитонов. Стенография начала века. 2000—2009

Харитонов М. Стенография начала века. 2000—2009 / М. Харитонов. — М.: Новое литературное обозрение, 2011. — 488 с.: ил. ISBN 978-5-86793-912-0

В течение многих лет известный писатель, первый лауреат литературной премии «Русский Букер» (1992) Марк Харитонов записывал стенографическими значками повседневные наблюдения, мысли, разговоры, литературные и прочие впечатления. Со временем возникло желание расшифровать хотя бы часть этих записей. «Тебе случалось встречаться в самом деле с замечательными людьми, — пишет автор. — Ты был свидетелем событий, которые уже вошли в историю. Да что бы ты ни видел, ни пережил — ты видел это не так, как другие, и осмысливал по-своему». В 2002 году издательство «Новое литературное обозрение» выпустило книгу Марка Харитонова «Стенография конца века», в которую вошли записи, сделанные автором в 1975—1999 годах. Новую книгу составили его дневниковые заметки 2000—2009 годов, преимущественно на литературные темы. Но, конечно же, никакой разговор о литературе не возможен без разговора о времени, о самых разнообразных проявлениях нашей жизни.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники